РЦП подверглась критике за коррупцию и откровенную роскошь

РПЦ

В ходе антипутинских протестов РПЦ также подверглась критике за коррупцию и откровенную роскошь стиля жизни ее высших иерархов.

Храм Христа Спасителя — идеальный символ всего, что не так с современной Россией, полагает обозреватель The Independent Джон Кемпфнер. Это «памятник сочетанию власти с грубой силой и показным шиком — характерным чертам правления Путина». Сегодня храм оказался средоточием борьбы за свободу мнений, пишет автор, подразумевая акцию Pussy Riot и судебный процесс.

Противники Путина уверяют: российский президент и его окружение вот-вот рухнут под тяжестью собственных противоречий, говорится в статье. Обозреватель возражает: «Это лишь радужные мечты. Путин имеет абсолютную власть над политическими и силовыми структурами и пока что не вызвал того негодования и жажды перемен, которые в арабских странах привели к «арабской весне». Большинство россиян пока верит пропаганде, что Путин — единственный гарант социальной стабильности и обогащения. «При всем своем красноречии и фотогеничности эти три панк-певицы не спровоцируют крах системы», — пишет журналист.

В путинской России церковь и государство разделены мало, замечает Марк Беннетс, обозреватель The Washington Times, и их сближение сделало церковь объектом критики и протеста.

Три девушки, ворвавшиеся в главный московский храм в феврале, чтобы исполнить антипутинский «панк-молебен», могут попасть в тюрьму на этой неделе по итогам судебного процесса, который, по словам критиков, явственно проявил растущие связи между Кремлем и главой РПЦ, сообщает автор статьи. Участницы Pussy Riot выступили после того, как патриарх Кирилл назвал президентство Путина «чудом Божиим, исправившим кривизну истории».

Беннетс отмечает, что поддержка патриархом Кириллом Путина стала кульминацией в значительном укреплении связей между РПЦ и Кремлем со времен распада официально атеистического государства в 1991 году. Российская конституция предусматривает разделение церкви и государства, но церковная верхушка не скрывает своего желания еще больше сблизиться с властями.

«Когда начались антипутинские протесты последних месяцев, РПЦ также подверглась критике за коррупцию и откровенную роскошь стиля жизни ее высших иерархов», — рассказывает автор статьи. Патриарх Кирилл ответил на растущую критику церкви, призвав провести в апреле массовое молитвенное стояние около Храма Христа Спасителя, где патриарх призвал присутствующих защищать православную церковь от того, что он назвал «преследованиями».

Хотя 70% россиян считают себя православными, многие видят в церкви просто продолжение государства. По мнению Маши Липман, аналитика Центра Карнеги, тот факт, что такое множество людей называют себя православными верующими, не должен вводить в заблуждение: для многих это не более чем способ идентифицировать себя как русских, говорится в статье.

«Панк-молебен» стал настоящим государственным делом, которое затмило такие темы, как резня в Сирии, репрессивные законы против неправительственных организаций и прессы, вступление России в ВТО, многочисленные приватизации («Роснефть», «Аэрофлот»), пишет Наталья Уварова-Блим в The Huffington Post. Судебный процесс над девушками высветил раскол элит, сговор между светской и духовной властью, а также упадок государственных институтов, в особенности судебной системы, считает автор.

С момента задержания участницы Pussy Riot утверждают, что они не хотели оскорбить верующих, и настаивают на политическом характере акции, но патриархат заявляет, что речь идет об атаке на церковь, верующих и православие. Всеволод Чаплин, ответственный за взаимоотношения церкви с обществом, требует показательного наказания за преступление, которое «хуже убийства», приводит его слова журналистка.

В ходе процесса судья и обвинение апеллируют к самой строгой религиозной морали. Свидетели обвинения детально рассказывают, какие моральные травмы нанесли им Pussy Riot. «Они пришли объявить войну Богу и РПЦ», — сказал свидетель обвинения Олег Угрик. «Я много раз смотрел этот ролик, и каждый раз мне было плохо», — заявил другой потерпевший, который даже не присутствовал в храме в день событий, говорится в статье.

Возникает вопрос, как Кремль, серьезно обеспокоенный имиджем России за границей, мог позволить вовлечь себя в это дело, которое ставит под угрозу репутацию страны, вопрошает автор. По мнению диакона Андрея Кураева, все стороны стали жертвами заговора, имевшего целью создать смуту в обществе. Неназванный иностранный дипломат придерживается более прагматичной точки зрения: «Кремль посчитал, что выступление группы Pussy Riot, которая не скрывает своих связей с оппозицией, поможет дискредитировать последнюю. В расчет не была принята блогосфера, которая занялась этим делом».

В ближайшую пятницу у путинского режима будет новый шанс для того, чтобы стать посмешищем — ожидается оглашение приговора участницам Pussy Riot, замечает обозреватель La Vanguardia Ладзер Мойш.

В Испании, Великобритании и США актуальное политизированное искусство — зачастую вполне «респектабельное» занятие, но в современной России все иначе: «коллективы типа Pussy Riot, «Войны» или Femen (последняя — украинская организация. — Прим.ред.) борются под открытым небом против сползания путинизма в авторитаризм, против коррупции и дефицита демократии». Дело Pussy Riot «высветило инквизиторский альянс Путина с православной церковью, а также раскол российского общества на сторонников авторитаризма и либералов», — пишет автор.

Корреспондент The Daily Beast рассказывает о концерте, организованном Amnesty International на лужайке напротив российского посольства в Вашингтоне, чтобы поддержать Pussy Riot.

Участники протестного концерта своим внешним видом и поведением, очевидно, подражали Pussy Riot: они пели и танцевали как Pussy Riot, на них были яркие сарафаны и балаклавы. Причем не только на женщинах, но и на мужчинах, рассказывает корреспондент Робин Дживан. Дейв Лессер, певец и гитарист группы Brenda, в красном сарафане и сиреневых колготках скандировал перед началом концерта: «Мария, Надежда, Екатерина! Не теряйте надежды! Мы вас не бросим!».

Это был митинг и музыкальный фестиваль одновременно. Протестующие держали плакаты в поддержку Pussy Riot, тут же продавалась еда. Сотрудники Amnesty International распространяли прошения в поддержку Pussy Riot, и слушатели кидали друг другу надувные мячи, также предоставленные Amnesty. Прохожие ставили на газон пакеты из ближайшего супермаркета и смотрели представление. И, похоже, все фотографировали на телефоны, пишет корреспондент.

«Расположенное на Висконсин-авеню российское посольство также оправдывало стереотипы, — говорится в публикации. — Это невыразительное приземистое здание, огороженное каменной стеной с колючей проволокой. В пятницу вечером напротив него были припаркованы два автомобиля спецслужб, из которых сотрудники наблюдали за происходящим напротив, а седовласый мужчина в белой рубашке и темных брюках медленно прогуливался по тротуару, внимательно всматриваясь в толпу».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *