ДиДюЛя: Инструментальную музыку губят жесткие барьеры

Дидюля Он рассказал нам о дзэн-гитаре, своем выступлении на Олимпиаде и о связи с Шагалом и Малевичем.

— ДиДюЛя, фактически, вы единственный, кто заставил русского слушателя полюбить музыку «без голоса». Как вы нашли границу между тонким вкусом и доступностью широким массам? Есть ли у вас конкуренты?

— Передо мной никогда не стояло такого вопроса – как соблюсти грань между вкусом и массовостью, между поп-музыкой, роком, этникой. Есть единственный критерий – мне должно нравиться то, что я делаю. Я специально не рассчитываю любовь масс, не выискиваю ключиков. Просто выражаю свою сущность музыканта – быть разным. Динамичным, спокойным, понятным, простым, сложным, главное, чтобы это было органично. Возможно, именно это в итоге и цепляет. Есть и красивые мелодии, и яркое шоу, и необычная стилистика, и какая-то потусторонняя энергия музыки без слов. Так что раскрыть свой особый секрет не могу. У меня его нет, или я о нем не знаю. Надо, наверное, спросить людей.

— Почему, как вы думаете, так трудно российскому зрителю любить инструментальную музыку? Из-за нашей любви к поэзии, к слову?

— Я бы не стал так категорично утверждать, что инструментальная музыка не пользуется популярностью, ее не любят. Просто нет путей, чтобы достучаться до зрителя. Путь к аудитории порой исчисляется десятилетиями. Для радиостанций и телеканалов это «неформат», специализированных медийных каналов нет. У меня за плечами множество альбомов, шикарные концерты, которые на самом деле достойны, чтобы больше людей о них узнало. Но уклад российского мироустройства, барьеры в СМИ, мешают многим прекрасным, талантливым исполнителям — и инструментальной музыки в том числе – выйти к своей публике. Но я стараюсь относиться к этому философски – это испытание временем.

— Есть ли у вас какие-то планы по популяризации инструментальной музыки может, хотите открыть школу игры на гитаре? Не было ли у вас учеников когда-либо? Может, хотите написать книгу, открыть сайт? Что бы вы посоветовали тем, кто хочет самообразовываться в этом направлении – что послушать, почитать, поиграть даже?

— Мне бы очень хотелось вести свою передачу на радио или телевидении – об инструментальной музыке, о гитарной музыке, о своем мировоззрении, музыкантском бэкграунде. Хотелось бы говорить не в ключе «гуру вещает», а в дискуссионном варианте. Чтобы 3-4 человека – например, музыкант, художник и поэт – собрались, и в формате творческого ментального состязания обсуждали острые темы, и, может быть, сразу создавали какие-то произведения по мотивам.
Что касается школы – это очень интересно, но здесь нужны специальные наклонности к педагогике, а у меня их нет. Единственный возможный формат – это мастер-классы для музыкантов, практические советы по звуку, по технике. Но чтобы это все равно было нескучно, красиво и не слишком коммерциализировано, учитывая то, что у нас в стране у молодых музыкантов лишних денег нет.

Всегда нужна «боковая дорожка», дополнительные интересы, яркая жизнь, чтобы было, что выражать в музыке в принципе. Меня в разное время интересовали очень разные вещи. Эзотерика, мистика, тайные учения – это был период юношеского максимализма. Потом был период духовной йоги, потом неожиданно – строительством, изучал, как печи строят – это настоящее искусство! Затем было большое погружение в направление дзэн-гитары. Об этом есть книга Филиппа Судо – я ее всем рекомендую, а музыкантам тем более. Для меня это вообще настольная книга. Она научила меня, что важен не результат, а процесс. Послушать можно много кого – ну хотя бы Pink Floyd, или Марка Нопфлера из Dire Straits. Из инструментального жанра мне нравится то, что делает «ОТТА-оркестр» — молодой девичий коллектив, Алексей Архиповский, великолепный наш балалаечник, замечательный гитарист Иван Смирнов, джазовый музыкант Роман Мирошниченко.

— Вы много сотрудничали с известными спортсменами – расскажите, как образовалась эта плотная связь между музыкой и спортом? Увлекаетесь ли вы сами чем-то? Смотрели ли Олимпиаду – выступали ли в этот раз под вашу музыку?

— Я очень рад, что моя музыка помогает спортсменам Ирине Слуцкой, Ирине Чащиной, Алексею Ягудину, Ксении Макаровой — побеждать, что дух жизнерадостной энергии и силы, который я закладываю в свое творчество, перекинулся в спорт. Ее используют и в художественной гимнастике, и в синхронном плавании, и в фигурном катании, и даже в конных шоу. Если правовые моменты учтены, то любой человек может использовать мою музыку, я ничего не запрещаю. Это высшая награда для композитора.

Лондонская Олимпиада поразила меня не сточки зрения спорта, а с культурной стороны. Оскароносный Дэвид Бойл, ставший режиссером-постановщиком шоу, сотворил настоящее чудо. Это было по-английски стильно, масштабно, с чувством юмора сделано. Самое главное наблюдение, которое я вывел оттуда – как Англия ценит своих музыкантов, как она их подает. Четыре миллиарда людей смотрели Олимпиаду и думали, какая Великобритания великая страна! Только из-за одной музыки!

Нам, к сожалению, до статуса «музыкальной державы» очень далеко. Тем не менее, мои смелые мечты рисуют мне, как на Олимпиаде в Сочи выступают достойные российские музыканты. Если бы меня пригласили, я бы сделал мощный номер, созвучный энергии соревнований и отражающий специфические вибрации именно нашей страны. Обязательно с живым звуком!

— Есть мнение, что ваша музыка вообще обладает «особыми свойствами» — спортсменам помогает побеждать, а некоторым людям даже излечиваться от болезней. Слышали, что эта тема активно обсуждается в сообществе психологов? Вы считаете, что музыка в принципе может оказывать подобное воздействие? Испытывали ли на себе что-то подобное?

— Да, безусловно, я в это очень верю. Создавая ту или иную композицию, отдавая частичку себя, своих сил, здоровья, умения, я закладываю в музыку определенную идею. Она сквозит в ней – через название композиций, альбомов, через время, когда выходит альбом – это обычно связано с гороскопом. Когда гармония присутствует в музыке, она не может просто так уходить. И люди, открыв сердце музыке, могут получить от нее очень много энергии. Это подтверждают многие психологи и психиатры. Я не хотел бы об этом много говорить, но, конечно, я хочу, чтобы моя музыка лечила, созидала, несла позитив и свет слушателям. Не зря я назвал свою последнюю программу «Музыка солнца».

— Вторая яркая связка вашего творчества – с кинематографом (фильм «Кочегар», «Дом дураков») Опять же, как проходит ваша работа в этом направлении – каковы особенности, чем это вам особенно интересно? Планируете ли продолжение ли этой истории?

— Здесь, как и в спорте, от меня не идет никакой инициативы – на меня сами выходят люди, обратив внимание на какое-то мое произведение, и затем используют в качестве основной темы, или закадровой музыки. Были, правда, предложения написать музыку под уже готовую картинку, даже интернациональные проекты… Но это не мое.

Был уникальный случай с моей композицией «Поезд в Барселону» — она использовалась в пяти отечественных фильмах! Причем каждый из киношников знал, что она уже не раз использовалась и не фоном, а красной нитью! И все равно брали. Это, впрочем, лишний раз подтверждает, что инструментальная музыка полна множества смыслов и оттенков. Вы представляете себе, чтобы «Полковнику никто не пишет» звучала еще где-то, кроме «Брата-2» основной темой? А с инструменталом это возможно – каждый видит свой мир, свое кино.

— Вы чувствуете свою связь с белорусской культурой? Кто для вас особенно ценен из ее подвижников?

— Чувствую. Моя родина Беларусь и город Гродно – это очень интересное место, там очень яркая художественная и музыкальная культура, со своей уникальной историей. Витебск – это вообще кузница российского и советского авангарда. Это город Шагала, Малевича, Лисицкого художников, графиков, новаторов, которые показывали, куда может двигаться искусство. Музыканты из Гродно открыли мне мир академической музыки – гитарист Владимир Захаров, Денис Асимович – недавно ушедший из жизни слепой гитарист, чьи альбомы я продюсирую, это очень сильная музыка. После работы с ансамблем «Белые росы» мне глубоко в душу засела народная музыка.

Все эти имена – это история белорусской культуры и моего личного развития. Конечно, моя родина влияла на мое творчество. Композиции «Путь домой», «Легенда» — это все мотивы Гродно. Присутствуют спокойные, певучие интонации национальной белорусской музыки, ее настроения светлого минора. Там есть печаль, но она сдержанная, не беспросветная.

— В сентябре выйдет ваш новый альбом. Какие темы стали вдохновением для него?

— Путешествия. Альбом называется «Орнаментальный», и во время работы над ним я использовал свои впечатления от поездок по миру – а их было немало. Удавалось иногда приобрести национальные инструменты – на альбоме звучит греческая бузука, например. Отразились и испанские, и сербско-балканские настроения. На альбоме будет и шутливая игровая вещь, и музыкальный сюрприз для слушателей, который я пока не буду раскрывать. Послушаете – поймете! В любом случае пластинка получилась солнечная и яркая, острая и динамичная по звуку. Под нее хорошо жить, хорошо мечтать, а вот впасть в депрессию у вас с этой музыкой не получится!

— У нас в России огромное внимание приковано к теме музыкантов и их социальной позиции. Выражать или не выражать? Или музыка – это совсем другие сферы, и к проблемам общества она отношения не должна иметь?

— У всех по-разному, мы все свободные люди и решаем сами. Я к этому нормально отношусь. Лично я могу высказать любую свою мысль, в этом смысле я абсолютно открыт. Единственная, пожалуй, запретная территория личная жизнь.

— Каковы ближайшие творческие планы – когда ожидать масштабных шоу, запланирован ли гастрольный тур?

— Планы у меня простые – быть живым, быть честным, искренним, дарить зрителям эмоции, положительную энергию, выпускать новые альбомы, готовится к турам. Сейчас обновляется афиша на моем официальном сайте, следите за новостями! И конечно – я всех очень жду на концерте 14 сентября в Б2!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *